. | . | . | . |
. |
Приглашены были для реконструкции ропшинского имения и еще два талантливых специалиста - инженер И. Энгельман, обучавшийся в Голландии и Германии, и архитектор Антонио Порта.
Антонио Порта перестроил дворец. Это была вторая перестройка здания. Основная идея реконструкции состояла на этот раз в том, чтобы, сохранив удачно найденную В. Растрелли общую композицию ансамбля, заменить обветшалые деревянные постройки каменными и решить весь комплекс в классическом стиле. Документы ропшинской конторы за 1788-1800 годы дают возможность судить о направлении и объеме работ. В старых, уже существовавших каменных постройках "рустики починивали и раскрашивали, упавшие лепные штуки на место поставили, карнизы починивали, щекатурили, стропилы ставили, крыши железными листами крыли и красили, стекла ставили в нижнем этаже и во втором этаже и над залом в два полуциркульных окошка..." и т. д К прежнему каменному дворцу, у которого разобрали боковые пристройки, добавили с западной стороны такое же здание - "новый дом" (старую и новую части дворца разделяет продольный коридор 1-го этажа). В документах сохранились имена строителей конца XVIII века: новые каменные стены были сложены каменщиками Степаном Михайловым и Степаном Нестеровым, оштукатурены Евсеем Андреевым "с товарищи", лепные работы выполнены Петром Бущевым, живописные - Яковом Окуневым и Григорьевым. |
Отдавая дань классицизму, архитектор Антонио Порта возвел в центральной части дворца десятиколонный портик. Для этого заложен был фундамент из булыжника, на котором возвели аркаду первого этажа, обработав ее рустом. На межарочные пилоны поставили гранитные цокольные тумбы кубической формы, выполненные каменотесцами Федором Ивановым и Петром Дорофеевым. На тумбы опираются колонны, сложенные из кругов путиловской плиты (прочный известняк) с лепными капителями. Колонны, объединяя второй и третий этажи центральной части, несут на себе классический фронтон. Портик выдвинут вперед из-за того, что значительно выступает за плоскость стен самая старая часть постройки - центральный корпус бывшего дома Головкина. Сквозь колоннаду хорошо просматриваются окна двусветного Голубого зала: на втором этаже - это, высокие прямоугольные окна, в третьем этаже - в центре окно полуциркульное, а по сторонам - два круглых. Из Голубого зала дверь ведет на балкон второго этажа, откуда открывается вид на Нижний парк.
Венчает здание легкий деревянный бельведер, сделанный заново в 1795 году плотником Петром Прокофьевым. В дальнейшем некоторым перестройкам подверглись и интерьеры дворца. В их оформлении принимали участие архитекторы Л. Руска, Е. Л. Ган, А. И. Резанов, художники - Торичелли, академик В. О. Медичи, знаменитый декоратор профессор А. Л. Роллер и другие. Интерьеры Ропшинского дворца по богатству и пышности отделки не уступали интерьерам Екатерининского дворца в Царском Селе и Большого дворца в Павловске. |>>>| | . |