. . . .
. Дворец представляет собой двухэтажную каменную постройку с двадцатью тремя окнами по фасаду. Его центральная часть - трехэтажная, увенчанная легким бельведером, - сильно выдвинута к востоку и оформлена классическим десятиколонным портиком. По сторнам двухэтажного корпуса, вплотную к нему, расположены два небольших одноэтажных павильона. Построено здание на двухступенчатой земляной террасе, по склону которой от центрального входа ведет широкая гранитная лестница в Нижний парк. В некотором отдалении от дворца возведен хозяйственно-жилой комплекс, состоящий из нескольких одноэтажных каменных флигелей.
Ропшинский дворец с XVIII по XX век трижды перестраивался.
Судя по недавно обнаруженному плану, дом Головкина, эффектно поставленный на холме, первоначально был вытянут вдоль склона на 33 сажени. В плане постройка представляла собой прямоугольный центральный корпус (5Х7 саженей), к которому примыкали с двух сторон галереи (11Х4 сажени); галереи заканчивались флигелями. Под домом был погреб.
Западнее дома находился партер-сад с четырьмя дерновыми квадратами, в которых росли подстриженные пирамидами серебристые ели. Вблизи дома разбили регулярный парк живописного и сложного рисунка: с цветником-лабиринтом, видовой земляной террасой, с каскадами и каналами. Протекавшую у подошвы холма реку Стрелку перегородили плотиной, образовав пруд (ныне Ивановский, самый старый из здешних прудов).
Головкин не успел осуществить многое из задуманного. В 1741 году он, как противник вступившей на трон Елизаветы Петровны, был сослан в Сибирь. Ропша стала загородной резиденцией императрицы.
Каменный дом Головкина оказался тесным для многочисленной царской свиты. Поэтому решено было его перестроить. Работы были поручены В. В. Растрелли
В протоколе Канцелярии от строений 22 июня 1748 года записано: "Канцелярия от строений слушала доношение обер-архитектора графа де-Растреллия, поданное сего июня 15 дня, коим он объявляет: ее императорское величество изустно соизволила ему указать в Роп-мызе для осмотрения места быть и учинить новому строению чертежи. И хотя он для осмотрения в упомянутой Роп-мызе старого строения имеет быть, но надлежит с той Роп-мызы снять план". Сам Растрелли "из-за порученных ему немалых строений" - Зимний дворец в Петербурге, Смольный монастырь, Строгановский дворец, перестройки дворцов в Петергофе и Царском Селе - снимать план старых построек в Ропше не имел времени. Потому он требовал, "дабы соблаговолено было приказать с помянутой Роп-мызы снять план обретающемуся в Петергофе архитектурии ученику Казакову по показанию его де-Растреллия и по снятии для учинения новому строению чертежей оной план прислать к нему". Однако оказалось, что "той Ропшинской мызе план готовый уже имеется у архитектурии гезеля Сляднева". Канцелярия распорядилась: "Оному Слядневу, тот план оставя у себя, с него копию сделать и отдать реченому обер-архитектору де-Растреллию и о том к нему, Слядневу, и для ведома к де-Растреллию послать указы". В приписке сказано: "Копия к де-Растреллию отослана".
|>>>|
.