.
|
Загадка Стрельнинского Трамвая
Затем он повернулся к лейтенанту Лембке: “Садимся, господин лейтенант? Такой шанс - у нас даже и вагоновожатый есть”. “Задержим вагоновожатого до утра, - отозвался Лембке. - Завтра он может понадобиться”. В описании Пауля Кареля немецкие солдаты представали чуть ли не благородными рыцарями, чуждыми беспощадного насилия и жестокости. Ни о каком расстреле трамвая или о взятии в плен его пассажиров у Кареля, естественно, ни говорится ни слова. “Солдатами владел понятный оптимизм, - отмечает он. - От Ленинграда их отделяло всего десять километров”... “ЭТО БЫЛА “АМЕРИКАНКА” Мы познакомились с двумя диаметрально противоположными версиями одного и того же события. Как же понять, что же произошло в действительности? Занимаясь этой темой, мне удалось найти свидетелей последних дней стрельнинского трамвая. История с трамваем была настолько необычной, что навсегда запечатлелась в их памяти. Бывшая жительница Урицка Нина Смирнова в своих воспоминаниях называет ту же дату, которая фигурирует и в книге Пауля Кареля, - 15 сентября, но сообщает, что “все было совсем не так, как впоследствии было показано в фильме: идет в Лигово трамвай, а навстречу - улыбающиеся немцы. Мы увидели обгорелые трамваи, трупы мирных жителей”. Бывшая жительница Стрельны Нина Ивановна Зетюкова ехала на одном из последних трамваев, шедших из Ленинграда в Стрельну. В сентябре 1941 года она находилась в городе, на казарменном положении в финансово-экономическом техникуме на Курляндской улице, в котором училась, а в Стрельне оставались ее родители. “Мы не ожидали опасности, жили надеждой, что вот-вот немцев отобьют и все закончится, - вспоминает она. - Но однажды из поселка Володарского приехала мама одной из наших девочек и сказала: “В Лигово
|
немцы, забирай своих родителей”. Тогда я отправилась в Стрельну - на трамвае. Точно помню, что это была “американка” - длинный и широкий вагон, совсем не такой, как показан в фильме “Блокада”. Но доехать удалось только до района Урицка: перед самым трамваем разорвался снаряд и разворотил пути. Это случилось примерно там, где сейчас пересечение пр. Стачек и пр. Маршала Жукова. Вагоновожатый сказал: “Все, приехали!”. Издалека доносились ружейная стрельба и грохот орудий. Вокруг не было ни наших, ни немцев. Все выскочили из вагона и пошли кто куда. Я побрела вдоль трамвайной линии, и больше никаких трамваев на линии нигде не увидела. Так я добралась до Стрельны, нигде не встретив никаких войск...”.“Я ВИДЕЛ ПОСЛЕДНИЙ ТРАМВАЙ” Любопытный эпизод вспоминает бывший зенитчик, воевавший в противовоздушной обороне, а впоследствии известный математик Николай Васильевич Богомолов. “Какого точно числа произошла эта история, я не помню, но точно, что вскоре после 10 сентября 1941 года, - вспоминает он. - Тогда я был старшим артиллерийским техником зенитного дивизиона, то есть обеспечивал боеготовность орудий. В штабе получил приказ: привезти на батарею, стоявшую под Ленинградом, снаряды, оставшиеся на складе в Сосновой Поляне. Дали два грузовика. Мы загрузились снарядами и стали возвращаться. Ехали по шоссе вдоль стрельнинской трамвайной линии, попутно обогнали трамвай, шедший в сторону Ленинграда. В нем ехало человек пять гражданских. А вскоре показалась застава НКВД, где нас остановили и сказали: “Вам туда опасно, по нашим сведениям, немцы обошли вдоль залива. Это, наверное, последний трамвай прошел в Ленинград, потому что трамвайные пути перерезаны”. Тогда мы свернули с шоссе и добрались до города окольными лесными дорогами - там не оказалось ни застав, ни рубежей”. |>>>|
| .
|