. . . .
. М. И. Воронцов считал, что канцлеру огромной Российской империи «не подобало жить в обыкновенном доме». Чин и должность его, как он пишет Императрице Елизавете Петровне, «по-министерски, а не по-философски жить заставляет». Все это позволяет предполагать, что М. И. Воронцов не останавливался перед большими затратами на строительство дачи, чтобы «не зазорно было принимать любую иностранную делегацию» и любого уровня гостей. Согласно объявлению, опубликованному в 1766 году в газете «Русские ведомости», дача составляла главное здание с каменным ограждением, протяженностью триста сажен (около 650 метров – А. Р.), при котором были три сада и семь прудов.
Главным зданием дачи являлся трехэтажный каменный дворец с возвышающейся средней частью, завершенной фронтоном. Здание венчалось купольным шестигранным фонариком – бельведером. Декоративная обработка его фасадов, рисунок наличников, группировка пилястр были характерны для русского зодчества той поры, когда в недрах барокко начал выкристаллизовываться классицизм. Еще более богатым был декор интерьеров Новознаменского дворца, в котором использовались лаковые панно, роспись перекрытий, исполненная в «китайской» манере, лепка, декоративная скульптура, наборные паркеты. К началу 1941 года здание, несмотря на перестройку его отдельных помещений, сохраняло свою художественную подлинность, являясь уникальным архитектурным произведением.
В центре здания (занимая часть вестибюля) находилась парадная трехмаршевая лестница. В левом крыле правого этажа находились комнаты, отделанные во всю высоту резными деревянными панно тонкой работы, с оконными притолоками, отделанными деревом с зеркальными вставками.
Потолок был украшен лепным плафоном в деревянных кессонах, разбитых в диагональном направлении. В комнате имелся изящный мраморный камин. В другом крыле находились уникальные по отделке китайские комнаты. Их стены были сплошь покрыты расписными китайскими панно в деревянных рамках. Одна из дверей комнат правого крыла позднее была отправлена в Музей старого Петербурга. Второй этаж здания, носящий антресольный характер, предназначался для служебных помещений. На третьем этаже располагался главный, нарядно и с большим вкусом декорированный зал. Потолок зала был выполнен в виде фальшивого свода, его пол покрывал прекрасный паркет. В углах зала стояли две круглые старинные печи, отделанные изразцами, в двух других углах возле окон стояли деревянные резные створки.
Мезонин четвертого этажа был отведен под домовую церковь, украшенную оригинальным лепным нарядом. С бельведера дачи открывался прекрасный вид на Финский залив, шпили Петербурга и Лахту.
Что же касается авторства проекта Воронцовской дачи на Петергофской дороге (позднее Новознаменка), то наблюдаются разночтения.
В послевоенных публикациях, в которых упоминается Новознаменская дача, указывается, что автором проекта ее является А. Ринальди или «предположительно по проекту Ринальди». Но в широко известном описании окрестностей Петербурга М. И. Пыляев указывает, что этот «барский дом» построен архитектором Растрелли. |>>>|
.