. . . .
. М. И. Воронцов, попав в опалу, подал в 1765 году прошение об отставке и уехал в свое подмосковное имение. На следующий год дача была приобретена казной и подарена обер-шталмейстеру Нарышкину А. Л. Позднее (1829 г.) она была приобретена известным поэтом Иваном Петровичем Мятлевым по желанию матери его Прасковьи Ивановны Мятлевой. С этого момента дача стала называться Новознаменской в память некогда принадлежавшей роду Мятлевых Старой Знаменки.
Усадьбу Нарышкиных называли в то время «Новыми Афинами»; Прекрасный дворец украшали многочисленные произведения искусства.
Нарышкин обладал наследственной остротою ума и любезностью тогдашних Нарышкиных; он был шутник и весельчак. Дом его на Исаакиевской площади и дача «Новые Афины» славились хлебосольством и весельем.
Хозяин дачи, отличавшийся расточительностью даже среди петербургских вельмож, устраивал здесь на даче роскошные праздники. Вот как описывает свое посещение нарышкинской дачи летом 1812 года знаменитая французская писательница Анна Луиза Жермена де Сталь: «Я провела день на даче камергера двора Нарышкина, человека любезного, общительного и вежливого, но большого любителя всяких праздников...
Дом Нарышкина всегда открыт; когда у него на даче соберется не более двадцати человек гостей, он скучает в подобном философском уединении. Учтивый к иностранцам, всегда суетливый и тем не менее не забывающий, как должно вести себя при дворе...
Его дача так приятна, как может быть приятна природа, созданная рукою человека: все ее окрестности безводны и болотисты, это имение точно оазис. Взойдя на террасу, видишь Финский залив, и вдали на берегу виднеется дворец, построенный Петром I, расстояние, отделяющее море от
дворца, почти не возделано, и лишь парк Нарышкина восхищает взоры». Гостье был предложен обед в молдавском павильоне; украинский хор в национальных костюмах услаждал слух приглашенных. Мелодично звучала роговая музыка – одна из главных достопримечательностей «Новых Афин».
Роговой инструмент воспроизводит звук только одного тона. Для исполнения музыкальных пьес требовался набор из десятков труб разной величины (подобно Устройству органа. Крепостных выстраивали по „росту" их инструментов, почему эту систему и называли „живым органом", а каждого музыканта называли по воспроизводимой им ноте. „Так, например, когда проходит один из них, говорят: „Вот это „соль", другой – вот это „ми" или „ре" Нарышкина".
Во время этих разнообразных увеселений вельможный Нарышкин произнес тост и в это время дал знак своей артиллерии, почти столь же громкой, как артиллерия любого государя.
„На „долгушах" (длинных экипажах), запряженных отличными лошадьми, доставили нас после обеда в парк. Дело было в конце августа, когда небо бледнело и зелень лужаек поддерживалась искусственно уходом садовника. Самые цветы были лишь аристократической прихотью, стоившей больших затрат. Не слышно было даже чириканья птичек в лесу, на лугах не видно было скота: ему не могли бы предоставить пастбищем растительность, стоившую стольких забот. Вода текла с помощью машин, направляющих ее по саду, где вся эта природа походила на праздничную декорацию, которую убирают прочь с уходом зрителей. Наши коляски остановились перед садовым сараем, представляющим целый татарский стан; здесь мы опять услыхали музыку; треск и грохот труб и кимвалов (древний музыкальный инструмент в |>>>|
.