.
|
Загадка Стрельнинского Трамвая
ВЕРСИЯ ЧАКОВСКОГО Как рассказывается в романе “Блокада”, к исходу одного из сентябрьских дней 1941 года солдаты вырвавшегося вперед немецкого полка, пробиваясь к дороге, ведущей из Урицка в Петергоф, неожиданно вышли на трамвайные рельсы. Немцы были изумлены и обрадованы: раз трамвай - значит, они уже прорвались в город! В ставку Гитлера понеслось сообщение, что передовые части германских войск вышли на линию городских трамвайных путей Петербурга. Немцы не знали, что это не городской, а пригородный трамвай - Ораниенбаумская электрическая железная дорога (сокращенно ОРАНЭЛа), построенная еще перед революцией. (Она должна была дойти до Ораниенбаума, но реально трамвай пошел только до Стрельны, где князь А.Д.Львов пожертвовал земельным участком своего дворца для размещения разворотного кольца). Тем временем вдалеке на путях показалась черная точка, которая приближалась и росла. В бинокль было отчетливо видно, что это трамвай. Сначала немцы подумали, что русские используют его или для переброски подкреплений, или они начинили его взрывчаткой и снабдили часовым механизмом. Они залегли, но когда трамвай подошел, из него стали выходить простые горожане. Они еще не знали, что в Стрельну прорвались немцы. Изумлению и тех и других не было предела. Что же произошло дальше? По версии Чаковского, получившей свое киновоплощение в эпопее “Блокада”, вагоновожатый повел трамвай на толпу беснующихся от радости немцев, за что те в безумной злобе в упор расстреляли его и всех пассажиров, находившихся в вагоне. “Они стреляли еще долго после того, как люди эти превратились в кровавое месиво”, - читаем у Чаковского. Но немало и вражеских солдат нашли свою смерть под колесами вагона.
|
“Пробитый сотнями пуль, искореженный трамвай стоял неподвижно”... Теперь уже трудно сказать, имел ли место подвиг вагоновожатого и действительно ли немцы так жестоко расправились с пассажирами. По словам фронтового журналиста Всеволода Кочетова, “чуя близость желанного им города-гиганта, они зверели до того, что даже зачем-то лупили из автоматов по застрявшим на стрельнинском кольце нашим, остекленным зеркальными стеклами ленинградским трамваям... До улиц Ленинграда от этого трамвайного кольца оставалось каких-нибудь двенадцать километров. А до Автово и того ближе - совсем рядом, шаг шагнуть”. НЕМЕЦКАЯ ТРАКТОВКА СОБЫТИЯ Эпизод с “пленным трамваем” подтверждают и немецкие источники. Упоминание об этом случае есть в книге германского историка, бывшего военного дипломата Пауля Кареля “Гитлер идет на Восток”, несколько лет назад впервые изданной в русском переводе. Вышедшая в Западной Германии еще в 1963 году, она основана на архивных материалах и свидетельствах непосредственных участников тех событий. По словам Пауля Кареля, история со стрельнинским трамваем произошла вечером 15 сентября, когда передовые части 209-го пехотного полка 58-й пехотной дивизии продвигались к Финскому заливу. Вот какое зрелище предстало их глазам: “Гражданское население на велосипедах и с ручными тележками уходило из Петергофа. По всей видимости, никто из них не имел понятия о том, как близко находился противник. А затем - и это казалось почти невероятным - пришел трамвай, набитый едущим в город народом”. Подчеркнем еще раз: трамвай шел со стороны Стрельны в Ленинград! По версии Кареля, немецкие солдаты преградили путь трамваю, и унтер-офицер Папе, подойдя к вагону, сказал: “Выходите, пожалуйста. Конечная остановка!”.
|>>>|
| .
|